07.05.2021 19:01
Новости.
Просмотров всего: 833; сегодня: 1.

Как во время войны действовали оленетранспортные батальоны

Как во время войны действовали оленетранспортные батальоны

В годы войны в условиях Севера олени заменили механизированный транспорт. На них перевозили боеприпасы, продовольствие, дрова и горючее, эвакуировали раненых, искали сбитые самолеты. Рассказываем об оленьих транспортах и об участии в них саами — представителей коренного малочисленного народа Кольского полуострова, которые веками жили с этими животными бок о бок и которым в таком же тандеме пришлось воевать.

Впервые в Красной армии олений транспорт показал свою жизнеспособность еще во время Финской войны. Тогда-то и были разработаны основные положения по использованию этих животных в войсках. С началом Великой Отечественной они приобрели особую ценность.

"Мой прадед — Иван Максимович Собакин 1898 года рождения — в октябре-ноябре 1941 года, когда начались немецкие бомбежки, перегонял стада оленей, чтобы спасти их от гибели. Огромное стадо оленей медленно двигалось на юго-восток. У Туломы пришлось остановиться — ждали, когда окрепнет молодой лед. И только 9 ноября 1941 года оленей переправили по льду через реку и вышли к железной дороге в районе Лопарской", — рассказывает председатель саамского собрания "Самь Собарр" Полина Харыбина.

Во время этого 130-дневного перехода родственники считали пастухов погибшими, но те, вернувшись в села живыми и невредимыми, через несколько дней взяли винтовки и ушли на фронт.

Подразделения бойцов на оленьих упряжках начали формировать в ноябре 1941 года. В военных билетах у них значилось "ездовой-оленевод", а вместо шинелей и мундиров они носили традиционные для саами меховые малицы.

Высокая проходимость и умение молчать

"Северный олень — уникальное животное, обитатель тундры, сильный и выносливый, ему не страшны даже самые суровые погодные условия. Он пройдет там, где не сможет никакая техника: по тундре, без дорог, по снегу, который может достигать нескольких метров в глубину", — рассказывает кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и права Мурманского Арктического государственного университета Александр Чапенко.

Оленьи транспорты полностью оправдали доверие по части проходимости, когда после буранов и снежных заносов фронтовые дороги становились абсолютно непроезжими для автомашин и даже тракторов.

А еще олени — самодостаточные животные, за ними практически не нужен уход.

"Олень в снегу не увязает, может плавать. Кормить практически не надо, он сам себе добывает корм, поить не надо. Никакие помещения для отдыха оленю тоже не нужны. Олени приспособлены так, что сами себя всем обеспечивают", — рассказывает Домна Хомюк, жительница села Ловозеро, которое считается одним из центров саамской жизни.

Особенное качество оленей, которое стало важным именно в военное время, — полное безмолвие.

"Собаки в упряжках шумные, они лают, пререкаются между собой, выясняют отношения, лошади тоже издают громкие звуки, а олени — нет. Любое другое животное, но только не олень. Он не издает никаких звуков, абсолютно никаких. Действительно, они могли легко пройти под носом у врага", — объясняет Домна Хомюк.

Это качество сильно помогло бойцам оленьих транспортов в боевых, разведывательных операциях и не только. Одной из важнейших задач этих подразделений была эвакуация раненых с поля боя. Мурманский историк и краевед Сергей Шишов в книге "Фронтовая лыжня Заполярья" приводит воспоминания одного из бойцов оленетранспортного батальона А. Сорванова:

"Много раненых на войне наши олени спасли. Раненый человек много крови теряет, тепло из него выходит. Стынет человек, зябнет. А вот оленья шкура тепло очень хорошо держит. Завернешь раненого в шкуру, положишь на нарты и везешь. Доставишь в госпиталь — человек теплый, живой значит".

Перед оленетранспортными батальонами стояли те же задачи, какие выполняла автомобильная техника: обеспечение выездов командования в войска, доставка спецдонесений, оружия и боеприпасов, продовольствия, дров и горючего.

Олени использовались даже в десантных операциях. Благодаря им в тылу врага неожиданно для немецких солдат появлялись наши горные пушки и минометы. Большую помощь оказывали животные и авиации. Добраться до сбитых самолетов в тундре мог лишь олений транспорт. С их помощью вывозили раненых летчиков, запчасти и моторы самолетов, каждый из которых весил не менее полутонны. 

Сергей Шишов в своей книге приводит такие данные: "Всего за три зимних кампании армейскими и дивизионными оленьими транспортами вывезено раненых и больных — 10 142 человека; перевезено военнослужащих по оперативным и боевым заданиям — 7985 человек; доставлено материальной части, в том числе и боевой техники, — 2302 тонны; доставлено продовольствия, фуража — 18 597 тонн; вывезено аварийных самолетов — 162".

Стена памяти

"Моя прабабушка — Пелагея Максимовна Конькова (Собакина) 1905 года рождения перевозила на оленьей упряжке "языков". Немцев она очень сильно боялась, считая их не людьми, а чем-то вроде животных, сравнивала их с чертом. И говорила, что ей казалось, что "язык" ее может либо копытом лягнуть, либо рогами своими подцепить. Боялась, но все равно возила. Женщины, подростки, старики вообще заступили тогда на смену ушедшим в армию оленеводам", — вспоминает Полина Харыбина.​​​​​

В оленетранспортных батальонах служил отец Домны Хомюк Максим Захаров. В квартире у Домны Максимовны есть "стена памяти" с фотографиями родных.

"Мама и папа поженились как раз перед самой войной, в мае 1941 года. Папа сосватал маму из поселка Воронья, и они уехали жить в Краснощелье. Война их застала там", — рассказывает Хомюк.

Про свои военные подвиги родители Домны Хомюк рассказывать не любили, считали, что не делали ничего особенного, хотя у ее отца, который был командиром оленьего транспортного взвода, множество наград и медалей: "За отвагу", "За боевые заслуги", "За оборону Заполярья". 

"Олени как-то спасли жизнь моему отцу. Помню, как он рассказывал, что вел упряжку вдоль озера, и началась бомбежка. Отец остановил оленей, заставил их лечь на землю и сам лег между животными. После того как бомбежка закончилась, он встал и увидел, что олень, за которым он лежал, погиб от осколка снаряда. Получается, что жизнь спас!" — вспоминает Домна Максимовна. 

Женщина говорит, что кольские саами отдавали бойцам практически все, что имели.

"Забивали оленя. Они себе не оставляли даже кусочка мяса. Все для фронта! А себе, перед тем как шкуры выделывать, отскоблят, соберут какие-то обрезки. Это они и оставляли себе на пропитание," — рассказывает Домна Максимовна.

"Женщины, которые оставались в тылу, пасли оленей, ловили рыбу, шили теплую одежду из оленьего меха. Из овечьей шерсти вязали носки и варежки. У нас это были мама Мария Ивановна Захарова (Пелькина) и две бабушки — Анфиса Антиповна Пелькина (Дмитриева) и Варвара Дмитриевна Захарова (Юшкова). Дедушки — Иван Григорьевич Пелькин и Антон Прокопьевич Захаров — изготавливали ездовые и возовые сани для фронта. Продукты и шкуры доставляли на райдах (обоз из нескольких груженых саней — прим. ТАСС) на железнодорожные станции Пулозеро и Тайбола. Оттуда их распределяли. Все саамские поселочки трудились и доставляли все на станции", — рассказывает Хомюк.​​​​​​

Скромные герои войны

Оленьи транспортные отряды состояли на службе в Красной армии практически до конца войны и сыграли заметную роль в обеспечении боевой деятельности войск в Заполярье. В конце 2020 года в Мурманске появился памятник "Подвигу бойцов оленетранспортных батальонов". На нем в бронзе увековечены не только люди, но и животные.

"От идеи создания памятника до его установки прошло почти десять лет, — говорит Нина Яковлевна Ежова, которая предложила идею монумента. — Памятники ставят самолетам, артиллериям, кораблям, но сколько памятников, посвященных уникальным бойцам оленьих транспортов?" 

Памятник оленетранспортным батальонам, который с недавних пор стоит в Мурманске, призван исправить эту историческую несправедливость.

"Саами — скромный народ. В семьях не обсуждали — крупный подвиг или просто транспортировка раненых и боеприпасов. От этого много информации было утеряно", — поясняет Полина Харыбина.

Она сейчас работает над созданием "Виртуального музея оленетранспортных батальонов". "Это специальный сайт, который поможет сохранить те крупицы информации, которые дошли до наших дней, уже в цифровом формате для будущих поколений".

Текст: Николай Кочетков. ТАСС.

Фото: Городской историко-краеведческий музей город Полярный.


Исторические события:


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 9457 публикаций
Сайт: tass.ru/arktika-segodnya/11306077
Поделиться:

Интересно:

325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
20.12.2024 13:05 Аналитика
325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
До конца XV века Новый год на Руси праздновали 1 марта. Эта точка отсчета была связана с тем, что в марте земля пробуждалась от зимнего "сна", начинался новый посевной сезон. С 1495 года Московский государь Иван III приказал перенести празднование Нового года на 1 сентября. Причин для...
19.12.2024 19:56 Интервью, мнения
Праздник к нам приходит: как поддержать атмосферу Нового Года в офисе
Конец года — самое жаркое время за все 12 месяцев, особенно для компаний. Нужно успеть закрыть все задачи, сдать отчёты, подготовить планы, стратегии и бюджеты. И, конечно же, не забывать про праздник, ведь должно же хоть что-то придавать смысл жизни в декабре, помимо годового бонуса.  Не...
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
19.12.2024 18:17 Аналитика
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
Мы часто даем прозвища не только знакомым людям и домашним питомцам, но и вещам, будь то автомобили, компьютеры, телефоны… Вдохновляемся цветом или формой, называем их человеческими именами и даем понять, что они принадлежат только нам и имеют для нас...
Советская военная контрразведка
19.12.2024 17:51 Аналитика
Советская военная контрразведка
Советская военная контрразведка появилась в годы Гражданской войны и неоднократно меняла свою подчиненность, входя то в структуру военного ведомства, то в госбезопасность. 30 мая 1918 г. учрежден первый орган военной контрразведки Красной армии – Военный контроль Оперативного отдела Народного...
Защитить самое ценное: История страхования в России
18.12.2024 13:22 Аналитика
Защитить самое ценное: История страхования в России
С давних времен человек стремится перехитрить свою судьбу. Люди желают знать, что будет, чтобы вовремя подготовиться к возможным перипетиям и обезопасить свое будущее. Вот только карты и гадалки в этом вопросе бессильны, куда надежнее справиться с рисками помогают...