Сегодня воскресенье, 18.08.2019: публикаций: 1670
Ваше мнение
Бывали ли вы в круизе?
 Да, в речном
 Да, в морском
 К сожалению, нет возможности
 Нет, но собираюсь
 Нет, и не собираюсь
Предложите опрос
Новости. Опубликовано 23.07.2019 14:47  Просмотров всего: 2138; сегодня: 68.

Агропромышленный комплекс России уже сегодня демонстрирует высокий экспортный потенциал

Агропромышленный комплекс России уже сегодня демонстрирует высокий экспортный потенциал

22 июля Д.Медведев провел выездное совещание в Курской области о стимулировании экспорта сельскохозяйственной продукции, сообщается на сайте Кабмина.

Министр сельского хозяйства РФ Дмитрий Патрушев представил доклад о мерах по стимулированию экспорта сельхозпродукции.

"Агропромышленный комплекс России уже сегодня демонстрирует высокий экспортный потенциал. В 2018 году мы нарастили экспорт почти на 20% – до 25,8 млрд долларов. Коротко расскажу о структуре экспорта. Более 40% сегодня занимает зерно. По итогам 2018 года мы поставили 54,8 млн т зерна на внешние рынки. Что касается этой экспортной позиции, наши планы до 2024 года включают значительное увеличение валового сбора зерновых культур – на 28%. Российская Федерация не первый год занимает первое место в мире по экспорту пшеницы. По прогнозам Минсельхоза, в 2024 году зерновые останутся лидером российского экспорта с объёмом более 11 млрд долларов. Второе место разделят масложировая продукция и продукция пищевой и перерабатывающей промышленности с показателем 8,6 млрд долларов каждая. Рыба и морепродукты займут третью позицию с общей суммой 8,5 млрд долларов.

Дмитрий Анатольевич, Вы обозначили конкретные задачи по развитию экспорта продукции рыбохозяйственного комплекса. Механизмы квот, о которых Вы сказали, безусловно, будут способствовать развитию экспортного потенциала отрасли. Мы делаем на это большую ставку. Кроме того, планируем увеличить объёмы глубокой переработки, выпуска конечной продукции с высокой добавленной стоимостью, производства комбикормов, развития мари- и аквакультуры.

Всё это, разумеется, положительно скажется на развитии экспортного потенциала.

Также, как Вы отметили, при формировании нашей новой экспортной политики особое внимание будет уделено увеличению производства продукции с высокой добавленной стоимостью. В первую очередь речь идёт о продукции переработки. Рост её объёма обеспечат как действующие предприятия, которые модернизируются под экспортные задачи, так и новые. Они создаются в рамках реализации инвестиционных проектов. В настоящее время во всех федеральных округах страны прорабатывается более 500 таких проектов.

Следующим ключевым направлением наращивания экспорта является работа над созданием товаропроводящей инфраструктуры. Отмечу, что ряд регионов, преимущественно приграничные, взяли на себя высокие обязательства по увеличению экспорта продукции. Одной из причин являются перспективы строительства на их территории объектов транспортно-логистической инфраструктуры, в первую очередь портовых терминалов. Например, в Краснодарском крае уже в этом году запланирован запуск глубоководного терминала, ориентированного на экспорт масложировой продукции. Подобные проекты будут реализовываться в Ленинградской, Ростовской, Архангельской областях.

В целом реализация планов в области логистики имеет для нас ключевое значение. Несмотря на то что логистика напрямую не относится к сфере полномочий Минсельхоза, мы оказываем активное содействие её развитию, взаимодействуем с бизнесом для уточнения его потребностей, проводим анализ перспективных инвестпроектов и готовим соответствующие предложения. В частности, в июне Минсельхоз направил в Минтранс предложения о включении в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры ряда дополнительных инвестпроектов.

Необходимо отметить важный инфраструктурный проект, который будет способствовать развитию экспортного потенциала России в азиатском направлении. Строительство зернового терминала в дальневосточном порту Зарубино и мультимодального транспортного коридора «Восточные зерновые ворота» позволят осуществлять перевалку до 4 млн т зерна ежегодно.

Говоря о росте производства и развитии логистических цепочек, нельзя забывать о конечной точке движения отечественной сельхозпродукции, а именно о зарубежных рынках. Мы ведём планомерную работу по расширению доступа к ним российских производителей и устранению торговых барьеров. В этом направлении также имеются определённые достижения. В частности, после длительной работы для наших производителей молочной продукции и мяса птицы открылся рынок Китая: 33 предприятия молочной отрасли и 30 организаций по производству мяса птицы аккредитованы для экспорта в КНР. В целом для развития нашего сотрудничества в аграрной сфере и расширения поставок продукции российского животноводства на рынок Китая мы предложили китайским партнёрам подготовить и подписать совместный план сотрудничества по поставкам российской мясной продукции. Уважаемый Дмитрий Анатольевич, учитывая особое значение этого вопроса для реализации планов по увеличению экспорта, прошу Вас рассмотреть возможность его включения в повестку встречи глав правительств России и Китая 17 сентября текущего года в Санкт-Петербурге.

Другим важным, но пока не освоенным нами направлением экспорта является Африка, куда планируется поставлять мясо птицы, пшеницу и продукты её переработки. Потребность в этих позициях там очень велика. Также Минсельхоз продолжит расширять присутствие на рынках стран Персидского залива. Буквально на днях для наращивания поставок российской аграрной продукции в Королевство Саудовская Аравия мы приступили к разработке соответствующего двустороннего документа.

Наконец, важнейшим направлением экспорта остаются страны СНГ, куда традиционно поставляется широкий перечень сельхозпродукции. Здесь мы также не планируем сбавлять обороты и будем закреплять позиции.

Реализация экспортных планов невозможна без оказания соответствующих мер господдержки нашим экспортёрам. В этом вопросе мы всегда стараемся учитывать мнение всех заинтересованных сторон – региональных органов власти, отраслевых союзов и ассоциаций, сельхозтоваропроизводителей. В случае необходимости и при существующей возможности оперативно вносим поправки в уже действующие инструменты поддержки. Например, изначально субсидирование перевозок сельхозпродукции распространялось только на транспортировку железными дорогами из отдельных регионов страны. Изучив предложения, мы внесли в механизм ряд изменений, которые отменяют все географические ограничения по отправке грузов и расширяют перечень продукции, транспортировка которой может быть просубсидирована. Раньше эта мера распространялась на 65 регионов, теперь она будет работать во всех 85 субъектах страны. Кроме того, теперь под действие субсидий попадает также водный и автомобильный транспорт. Новая редакция постановления сегодня была внесена в Правительство Российской Федерации.

В дополнение к уже существующему механизму выдачи льготных кредитов мы вводим меру поддержки – кредитование предприятий АПК, ориентированных на экспорт. Предусматривающее это постановление Правительства №512 вступило в силу весной текущего года. Вся система государственной поддержки АПК будет постепенно адаптироваться в том числе под задачи динамичного развития экспорта. Приведу пример. Одной из действенных мер было субсидирование экспортных кредитов. С 2019 года этот механизм перестал реализовываться для предприятий АПК по причине его исключения из 620-го постановления Правительства. Однако, учитывая высокую заинтересованность крупнейших экспортёров аграрной продукции в данной мере, мы с коллегами из Минэкономразвития и Российского экспортного центра в рабочем порядке договорились о возобновлении действия этого постановления для аграрного экспорта. Для ускорения принятия необходимых решений по возобновлению работы постановления №620 просил бы Вас дать заинтересованным ведомствам поручение о согласовании соответствующих изменений в бюджетную роспись. Для экспортёров это очень ожидаемый и нужный механизм государственной поддержки.

Минсельхоз намерен изменить механизм распределения средств господдержки. Мы будем учитывать реальный потенциал подотраслей АПК субъектов в рамках так называемой регионализации. Новый подход к оказанию господдержки предусматривает разделение действующих видов субсидий на стимулирующий и компенсирующий механизмы. Совместно с каждым региональным органом управления АПК мы выделили наиболее перспективные направления развития. На их поддержку будет направляться стимулирующая часть субсидии. Это позволит в рамках действующих лимитов повысить эффективность господдержки аграриев и сосредоточить усилия на развитии специализации точек роста регионов. Завершая тему развития механизмов господдержки, хотел бы выразить благодарность за то, что наше предложение о совершенствовании мер находит Вашу поддержку.

Вместе с обозначенными мерами Минсельхоз параллельно прорабатывает целый комплекс мероприятий, которые также будут способствовать увеличению экспорта сельхозпродукции. Во-первых, это мелиорация. На реализацию мелиоративных мероприятий федеральным проектом «Экспорт продукции АПК» до 2024 года предусмотрено 36 млрд рублей. Мелиоративные мероприятия могут способствовать существенному наращиванию объёма урожая, в том числе зерновых. Во-вторых, рост экспорта также обеспечат мероприятия по повышению плодородия почв. В результате проведения этих работ дополнительная суммарная прибавка продукции растениеводства до 2025 года может составить до 8,4 млн т зерновых. Немаловажным фактором выполнения стратегических задач станет процесс цифровизации АПК. С помощью новых технологий мы сможем с меньшими затратами получить больший урожай.

Помимо этого необходимо активизировать работу по маркетинговой поддержке продвижения российской аграрной продукции на международных рынках. В рамках федерального проекта «Экспорт продукции АПК» предусмотрен раздел по созданию комплексной системы продвижения аграрной продукции.

Ключевая цель всего описанного комплекса механизмов и мероприятий заключается в реализации прорывных сценариев развития производства и экспорта продукции АПК в субъектах страны.

Однако для этого в том числе необходимо решить ряд проблемных вопросов.

Начну с продвижения сельхозпродукции. Как вы знаете, во всех крупнейших странах-экспортёрах давно созданы мощные национальные системы продвижения продукции АПК на экспорт, включающие разветвлённые сети представителей по сельскому хозяйству за рубежом. Они доказали свою эффективность. Решение по созданию к 2021 году сети атташе по АПК за рубежом в количестве не менее 50 было утверждено на заседании президиума совета при Президенте по стратегическому развитию и национальным проектам.

Источник и объёмы финансирования этого мероприятия были ранее согласованы Минфином России. В соответствии с утверждённым планом по реализации федерального проекта «Экспорт продукции АПК» Минсельхозом был подготовлен соответствующий проект указа Президента. Однако в течение некоторого времени мы ведём работу по его согласованию с Минфином. К сожалению, вопрос пока ещё не решён.

Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Прошу Вас рассмотреть возможность поддержать Министерство сельского хозяйства и дать поручение Минфину России о согласовании проекта указа Президента в кратчайший срок. Для нас это также очень важное направление.

Продолжу тему продвижения продукции АПК. Выполнение наших стратегических целей в значительной степени зависит от качества и полноты мер, направленных на поддержку российских экспортёров. Они включают защиту и продвижение продукции на внешние рынки, создание позитивного образа страны происхождения.

Однако экспортные бренды, разработанные Российским экспортным центром, к сожалению, пока не стали эффективным инструментом поддержки и продвижения российской аграрной продукции на зарубежные рынки, обеспечивающим доверие иностранных потребителей.

Поэтому, мы полагаем, необходимо уделить особое внимание разработке комплекса мер поддержки продвижения аграрной продукции на перспективные международные рынки. Речь идёт в том числе о выставочных и гастрономических мероприятиях, бизнес-миссиях и так далее. По нашему мнению, в данном вопросе необходимо обеспечить прямую связь между проводимыми РЭЦ мероприятиями и конкретными практическими результатами этой работы. Мы считаем, что международные выставки в контексте формирования положительного имиджа российской продукции за рубежом – это очень ценный, но пока недооценённый ресурс. Минсельхоз со своей стороны готов активно включиться в это направление работы.

Ещё о некоторых проблемных вопросах. Одним из барьеров, препятствующих наращиванию объёмов экспорта, является стоимость транспортировки. Операторы подвижного состава зачастую повышают ставки на аренду вагонов не только по объективным причинам, но и в связи с сезонностью перевозки грузов АПК. При этом важно отметить первые положительные реальные сдвиги в данном направлении: «РЖД» выразило готовность рассмотреть вопрос о снижении на 50% тарифа на перевозку рефрижераторных контейнеров. Это важный шаг, но его пока, к сожалению, недостаточно. Просим оказать поддержку и поручить ФАС совместно с Минтрансом и Минсельхозом при участии «РЖД» провести анализ тарифообразования операторами подвижного состава на транспортные услуги по перевозке продукции АПК железнодорожным транспортом.

И наконец, заключительный наболевший вопрос, о котором в том числе говорили Вы, Дмитрий Анатольевич, и который поднимался большинством руководителей регионов. Он касается невозможности учёта экспорта по месту его происхождения. Речь идёт о тех случаях, когда продукция производится предприятием в одном регионе, а экспорт осуществляется в другом. Например, именно поэтому одним из лидеров по экспорту зерна из России, согласно официальной статистике, является Москва. Такая ситуация затрудняет оценку реального вклада каждого отдельного региона в производство экспортной продукции. Предполагаем, что для решения данного вопроса требуется внести корректировки в существующую методологию учёта экспорта Федеральной таможенной службы и Росстата. Мы вынесли соответствующее предложение на проектный комитет и просим нас поддержать.

В завершение выступления хотел бы сказать, что достижение целевого показателя по экспорту сельхозпродукции – задача, требующая включённости всех заинтересованных сторон. В её решении должны принимать участие не только органы исполнительной власти, но и государственные компании. При формировании экспортного пула считаем целесообразным Минэкономразвития и Росимуществу провести анализ деятельности государственных организаций, занимающихся экспортом сельхозпродукции, сырья и продовольствия, и представить в Правительство предложение по интеграции их деятельности в мероприятия по достижению целевого показателя объёма экспорта продукции АПК к 2024 году", - сказал министр сельского хозяйства РФ.

Вы можете направить ньюсмейкеру обращение, комментарий, заявку:
Имя:
Электронная почта:
Телефон:
Код с картинки: 



 
Поделиться: